Тестирование и безопасность продуктов → Проверка качества и исследования продуктов → Колбасная проверка
Качество продукции на предприятиях мясной промышленности является актуальным вопросом. В погоне за прибылью и новыми технологиями в переработке мяса зачастую приходится наблюдать снижение качества колбасной продукции. Достаточно объективным методом оценки ее качества является квалиметрия.
Квалиметрия – научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Квалиметрическая оценка колбасной продукции позволяет сделать вывод относительно конкурентоспособности, осуществить анализ качества процессов производства, установить взаимосвязь качества и цены, определить пути усовершенствования готовой продукции.
К колбасным изделиям относят различные виды колбас, сосиски, сардельки, мясные деликатесы, ветчину, паштеты и др. По факту, как часто и в каких количествах люди употребляют колбасную продукцию, судят об экономическом благосостоянии и здоровье нации. В Российской Федерации колбасные продукты пользуются популярностью и постоянным спросом у населения, занимая четвертую позицию в шкале потребления после молочных, овощных и фруктовых, а также хлебобулочных продуктов. Ниже представлена структура продаж колбасной продукции в стоимостном выражении.
Колбасные изделия классифицируют следующим образом: по виду, а также способу обработки – вареные, полукопченые, копченые (варено- и сырокопченые), фаршированные, сосиски и сардельки, ливерные, кровяные, мясные хлебы, паштеты, зельцы и студни; по виду мяса – говяжьи, свиные, бараньи, конские, из мяса других животных и их смесей, а также из птицы; по составу сырья – мясные, субпродуктовые, кровяные; по качеству сырья – высшего, первого, второго и третьего сортов, а также бессортовые; по виду оболочки – в естественных и искусственных оболочках, а также без оболочки; по рисунку фарша на разрезе – с однородной структурой, с включением кусочков шпика, языка и крупно измельченной ткани; по назначению – колбасы для широкого потребления, диетического и детского питания.
В целом различают дифференциальный, комплексный и смешанный методы квалиметрической оценки. Так, дифференциальный метод применяют при сопоставлении качества оцениваемой колбасной продукции по сравнению с базовым образцом.
Сравнение качества можно выполнять как по одному показателю, так и по совокупности таковых (комплексный метод). Как отмечает руководитель Центра сертификации продукции «РегионТест» при Ивановском государственном химико-технологическом университете Владимир Светцов, второй вариант оценки представляется предпочтительным, так как качество является многомерным понятием и формируется комплексом показателей, учитывающим все единичные результаты испытаний.
Смешанный метод предполагает составление квалиметрической модели, согласно которой показатели качества подразделяются на единичные, комплексные и обобщенные.
В протоколах проверок в качестве эталона фигурировали вареные колбасы ЗАО «Стародворские колбасы» (ГОСТ Р 52196-2003). В качестве объектов исследования были выбраны популярные виды вареной колбасной продукции, представленные различными производителями:
ОАО «Царицынский мясокомбинат» (образец № 2):
вареные – ТУ 9213-242-17471666-08;
ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» (образец № 3):
вареные – ТУ 9213-107-0042583-04;
ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (образец № 4):
вареные – ТУ 9213-042-11510767.
Показатели качества |
Численные значения показателей качества вареного продукта |
Результаты сравнительной оценки показателей |
|||
Эталон |
Высший сорт |
||||
Обр. №1 |
Обр. №2 |
Обр. №3 |
Обр. №4 |
||
Энергетическая ценность, ккал/100 г продукта |
263 |
256 |
237 |
268 |
1,02 |
257 |
|||||
Содержание белка, % |
11,2 |
12,2 |
9,2 |
11,6 |
1,05 |
11,0 |
|||||
Содержание жира, % |
20,8 |
22,1 |
19,7 |
21,5 |
1,06 |
21,1 |
|||||
Массовая доля влаги, % |
66 |
73,2 |
69,8 |
68,2 |
0,93 |
70,4 |
|||||
Массовая доля хлорида натрия, % |
2,2 |
2,45 |
2,4 |
2,3 |
0,92 |
2,38 |
|||||
Остаточное содержание нитрита натрия, % |
0,0045 |
0,0049 |
0,0035 |
||
Органолептические показатели: цвет баллы
Вкус, баллы
Запах, баллы |
5 |
5 |
4 |
5 |
1,06 |
4,7 |
|||||
5 |
4 |
4 |
4 |
1,25 |
|
4 |
|||||
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
|
5 |
Результаты исследований указанных образцов колбасной продукции дифференциальным и смешанным методами приведены в таблице. Как видно из представленных данных, часть показателей больше единицы, а часть – меньше. К наиболее важным показателям следует отнести энергетическую ценность (ккал/100 г продукта), органолептические свойства, содержание белка и жира, остаточное содержание нитрита натрия. Также сделан вывод о том, что на основании дифференциального метода нельзя судить об уровне качества вареной колбасной продукции по сравнению с эталоном. Эту задачу целесообразно решать с использованием смешанного квалиметрического метода.
Согласно расчетным коэффициентам весомости групповых показателей качества вареной колбасной продукции, для потребителей наиболее значимыми являются внешний вид изделия, а также вид на разрезе (органолептические характеристики) и цена. При оценке пищевой ценности потребитель, прежде всего, ориентируется на калорийность.
Из диаграммных данных по уровню качества вареных колбас видно, что образцы № 2-4 близки к эталонному (колебания укладываются в пределах 1-9 %). Наиболее положительные результаты испытаний зафиксированы при исследовании продукта ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (образец № 4).
Характерно, что уровень качества представленных колбас тесно связан с ценой продукта. Чем она больше, тем выше уровень качества вареной колбасной продукции.
Следует дополнительно отметить, что представленная оценка качества колбасной продукции распространяется исключительно на указанные образцы вареных колбас, подвергнутых испытаниям, а не на всю продукцию указанных выше предприятий-изготовителей.
Статью предоставил
Центр сертификации продукции
«РегионТест» ИГХТУ, Иваново
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.